ГАЗ-3111 "Волга"


ГАЗ-3111 "Волга"
ГАЗ-3111 "Волга"


ГАЗ-3111 "Волга" - российский легковой автомобиль бизнес-класса (сегмент Е2 по европейской классификации), выпускавшийся серийно в 2000-2004 годах Горьковским автозаводом.

Над машиной работали: Игорь Безродных, главный дизайнер-стилист ОАО"ГАЗ", Сергей Борисович Плотников, Батьянов Сергей Алексеевич.


Сергей Борисович Плотников у модели ГАЗ-3111


ГАЗ-3111 представлял собой новую модель «Волги», которая была разработана с привлечением международных компаний по всему миру. Стиль Волги 3111 должен был напоминать классическую модель 50-х годов - ГАЗ 21: выпуклые задние крылья, покатый профиль багажника, хромированные бамперы, стильные фары и фонари, массивная решетка радиатора. Данная модель позиционировалась как Волга XXI века, собственно тогда и был выпущен первый ГАЗ-3111, в канун 21 века, спустя 50 лет после выпуска ГАЗ-21. Выпуск новой «Волги» на ГАЗе намечался на специальной производственной линии мощностью до 25 тыс. автомобилей в год.

В 1997-м году на экстренно ночном совещании у руководителей "ГАЗ", которое закончилось под утро утвердили Новую Волгу -3104. но, всвязи с тем, что освоить полный цикл полноприводной машины для постановки на конвейер возможности не было, решено было сделать на базе дизайна 3104 несколько видоизменённый кузов, и принято решение, дизайн переходной модели сделать броским, вплоть до вызывающего. Компоновку оставить классической, но сразу спереди проектировать новую ходовую часть, а сзади на короткий промежуток конвейерной жизни оставить мост, но сделать это таким образом. чтобы меньше проблем было при переходе на многорычажку. Поэтому, оставили рессоры, но геометрия изменена полностью, расположение аммортизаторов иное, нежели на 3110, в конструкцию внесён стабилизатор поперечной устойчивости.Задняя часть 3111 шире, нежели у предшественниц. соответственно, шире и мост, он свой, своя КПП.

Первый макетный образец-демонcтратор ГАЗ-3111, изготовлен из углепластика в содружестве с американской компанией «Venture Industries», оказавшей технологические услуги по изготовлению компонентов для сборки первого прототипа, в августе 1998 года. Дизайн "Волги" - полностью российская разработка (в США по электронным изображениям и математическим моделям лишь создали пластиковый демонстратор). Образец-демонcтратор был впервые представлен широкой публике на Московской международной автомобильной выставке «Мотор Шоу - 98». Образец был еще на шасси модели 3110. 27 декабря 1998 года Авторский коллектив ОАО "Горьковский автомобильный завод" получил диплом 6-ой Всероссийской выставки-конкурса "Дизайн-98" в номинации "Проект года" за дизайн-разработку модельного ряда легковых автомобилей ГАЗ-3111, ГАЗ-3103 и ГАЗ-3104 "Волга". Помимо этого, автомобили были отмечены специальным призом журнала "За рулем" и дипломом Союза дизайнеров России в номинации "Надежда" на Московской международной автомобильной выставке "Мотор Шоу-98".

28 декабря 1999 года в ОАО “ГАЗ” была торжественно сдана в эксплуатацию первая очередь мощностей по производству новой машины, рассчитанная на выпуск 10 000 автомобилей в год. Во время этого события президент ОАО “ГАЗ” Николай Пугин сказал, что стоимость автомобиля ГАЗ-3111 не должна превышать $10 000.

Сложные пресс-штампы для массового производства были сделаны на российской фирме Итеркос-IV - с использованием методов CAD-моделирования. Все декоративные пластиковые детали наружней и внутренней отделки для первой опытной партии ГАЗ-3111 изготовила фирма "Буран-Стайлинг" из Чкаловска.

28 декабря 1999 года, в Нижнем Новгороде торжественно съехали с конвейера первые три новые Волги ГАЗ-3111. Однако мелкосерийное производство худо-бедно удалось наладить лишь год спустя. Конечно, с использованием обходных технологий.

С1999-2002-й год выпущено было всего 415 автомобилей, В общем и целом, они предназначались для испытаний, так сказать, пилотная партия. В 2002-м на завод пришёл Дерипаска. Конструкторам по полной досталось за пухлые выштамповки на задних дверях, было сказано:-У вас что, период беременности наступил? После чего, машины с 3-ей сотни отличались от предыдущих, выштамповку убрали.

Кузов новой «Волги» 3111 был разработан с учетом перспективных требований по пассивной безопасности, в том числе по смещенному фронтальному и боковому ударам (Правила Еэк Оон R94, R95 и методика EuroNСAP). Компьютерное моделирования кузова, с учётом современных требований безопасности, проводилось совместно с американской фирмой Ета. Энергопоглощающая конструкция передней и задней частей кузова с зонами программируемой деформации, системой боковой защиты обеспечивала «Волге» 3111 высокую степень активной и пассивной безопасности. Была достигнута жесткость, прочность и долговечность кузова на уровне зарубежных автомобилей-аналогов среднего класса («Е-класс» по международной классификации). По отношению к кузовам предшествующих моделей, увеличены были изгибная и крутильная жесткости кузова, улучшена шумоизоляция.

По сравнению с ГАЗ-3110 его длина выросла на 120 мм. Существенно увеличилась площадь дверных проемов - сзади они стали шире на 104 мм.

В базовой версии в начале производства было принято решение установки двигателя ЗМЗ-405.20 рабочим объемом 2,5 литра, при этом мощность на них варьировалась за счет разных программ ЭБУ и конструктивных особенностей ГБЦ, выпускались 3111 с мощностью 155л.с. (крутящий момент 216 Нм) и 136 л.с.. В более доступной и бюджетной, как считали на заводе, версии 3111 применялся 131-сильный двигатель ЗМЗ-406.20. Экспериментально на один ГАЗ-3111 был установлен турбодизель ГАЗ-5601. При этом ряд автомобилей, под заказ комплектовались 4-, 6- и 8-цилиндровыми японскими моторами TOYOTA c МКП и АКП.

Двигатель оснащался комплексной микропроцессорной системой управления впрыском топлива и зажиганием. Система впрыска разработана совместно с фирмой Bosch.

Более мощный 207-сильный (284,5 Нм) 3,2л двигатель ЗМЗ-301.10 V6 конструктивно являющийся родственником двигателей серии ЗМЗ 406 так и не был установлен на ГАЗ-3111 (была выпущена небольшая партия двигателей и к моменту их выпуска проект ГАЗ-3111 бы закрыт, хотя двигатель должен был стать базовым для ГАЗ-3111 сменив ЗМЗ-405.20).

Еще одним мощным двигателем был отечественный V8, который был установлен на ГАЗ-3111, это 215-сильный (381 Нм) 3,4л впрысковый двигатель ГАЗ-322 3,4 л с 2-клапанами на цилиндр, таких двигателей установили на три ГАЗ-3111, один из них был установлен на лимузин на базе ГАЗ-3111. Так же на ГАЗ-3111 экспериментально ставили 205-сильные (343,5 Нм) двигатели и с турбо наддувом ЗМЗ-405.40.

Двигатель, сцепление и коробка передач составляют силовой агрегат на подрамнике. Для его подвески к кузову использованы энергоемкие резинометаллические опоры новой конструкции. Конструктивно предусмотрена возможность установки широкой гаммы бензиновых двигателей, в том числе и V-образных, а также дизельных двигателей.

Передняя подвеска - на двойных поперечных рычагах, а пружины с амортизаторами объединены в стойки. Стабилизатор поперечной устойчивости связан с рычагами подвески не через резиновые втулки, а с помощью сферических шарниров. Для снижения передаваемых на кузов вибраций подвеска и реечный рулевой механизм с гидроусилителем установлены на отдельном подрамнике. А вот сзади по-прежнему рессоры.

GAZ 3111 - первый российский легковой автомобиль, в стандартное оснащение которого входит антиблокировочная система тормозов (АБС). При ее разработке конструктора обратились за помощью к фирме "Bosch". Эмблема Bosch видна на блоке управления двухканальной антиблокировочной системой тормозов.

В салоне новой Волги было тоже много изменений. Управление головным светом сделано на европейский манер: это вращающаяся ручка слева от рулевой колонки.

Сиденья для новой Волги помогала проектировать известная фирма Lear. Водительское кресло неплохо спрофилировано, оснащено регулировкой угла наклона подушки и подпора поясницы. В подушке заднего сиденья отформованы два глубоких «ковша». Заднее сиденье можно сложить! Спинка откидывается по частям, а проем закрывается дополнительной тканевой перегородкой.

Рулевая колонка имеет как вертикальную так и продольную регулировку.

Привод заслонок «печки» теперь снабжен электроприводом. Вместо неуклюжих ползунков наконец-то появились три вращающиеся рукоятки. Есть воздуховоды к ногам задних пассажиров.

Большие наружные зеркала с электроприводами и обогревом.

Открыть багажник теперь можно только с водительского места, потянув за напольный рычаг. Здесь же размещены рычаги лючка бензобака и капота. Поднять и удержать огромный капот помогают газонаполненные пружины.

В перечень стандартного оборудования входят электростеклоподъемники, электропривод регулировок и система обогрева наружных зеркал, иммобилайзер, гидрокорректор фар.

Функции бортового компьютера - бортовая индикация: расхода топлива на 100 км, мгновенного расхода топлива, расчета пробега на остатке топлива, времени набора автомобилем скорости 100 км/ч, контроля за превышением скорости движения


Производство ГАЗ-3111 по годам

  • 2000 - 53 шт.
  • 2001 - 342 шт.
  • 2002 - 20 шт. (официальное прекращение мелкосерийного производства в августе 2002 года)

Всего за время производства - 415 шт.

  • 2004 - 9 шт. (неофициальный выпуск под заказ)

Всего выпущено ?424 шт.

Однако были ещё и предсерийные образцы (до 2000 года), которые собирались до выхода автомобиля в серию. На них в "УКЭР ГАЗ" производились различные испытания. Точное количество выпущенных единиц не известно.

В свое время многими средствами массовой информации было сообщено, что ГАЗ-3111 скоро начнут поставлять в Европу на экспорт - заинтересованность в этом выразили немецкие предприниматели, в частности, бизнесмен Хорст Йеше из Фридберга (Гессен, ФРГ), владеющий этой машиной сообщил: "Я и мои компаньоны всерьез полагаем, что российскую "Волгу" нам удастся превратить в популярный импортный продукт...Началось все, когда по немецкому телеканалу VOX я увидел передачу о российском автомобиле "Волга ГАЗ-3111". Репортаж меня буквально потряс: прежде я и предполагать не мог, что русские обладают такой замечательной машиной. Сразу же захотелось приобрести ее для себя". Вскоре после этого, по чистой случайности, немецкий предприниматель вышел на незнакомого автоторговца в Мурманске, который продал ему "Волгу" за €15 тысяч. Дальше Йеше создал специальную фирму Volga International Trading and Automotive (V.I.T.A.) LLC, которая даже предлагала купить машину через Интернет. Точное количество проданных зарубеж автомобилей, впрочем, неизвестно.


Модификации ГАЗ-3111 "Волга"

Лимузин на базе ГАЗ-3111. Совместный проект ЗАО "АвтоСоюзГАЗ" и ЗАО "РИДА" - лимузин, изготовленный на базе модели ГАЗ-3111. Вставка - базовая длина + 52 см., все остальное - как у ГАЗ-3111. Работы, связанные с удлинением и усилением кузова, выполняются на основании конструкторских разработок ОАО "ГАЗ". Двигатель - ГАЗ-332, 8 цил. , мощность - 180, (200) л/с;


Лимузин на базе ГАЗ-3111 "Волга"


Геометрические размеры ГАЗ-3111 "Волга"


Геометрические размеры ГАЗ-3111 "Волга"

Технические характеристики. ГАЗ-3111 Волга.

Число мест 5
Масса снаряженного автомобиля, кг 1690
Допустимая полная масса, кг 2190
Колесная формула 4х2
Ведущие колеса Задние
Коробка передач Пятиступенчатая, механическая
Передняя подвеска Бесшкворневая, независимая, на поперечных рычагах
Задняя подвеска Зависимая, рессорная, с стабилизатором поперечной устойчивости
Рулевое управление Реечное с гидроусилителем
Тормозная система Двухконтурная, с регулятором давления в системе задних тормозов. Передние тормозные механизмы - дисковые, задние - барабанные. АБС 3-х канальная, Bosch ABS 5.3
Диски 7Jx15, 7, 5Jx15
Шины 205/65R15, 215/60R15
Объем топливного бака, л 70
Устанавливаемое оборудование
Базовая комплектация
  • ABS
  • гидроусилитель
  • бортовая система контроля
  • складывающиеся задние сиденья
  • электростеклоподьёмники
  • электропривод наружных зеркал
  • иммобилайзер
  • аудиосистема
  • локари
Дополнительное оборудование
  • кондиционер
  • центральная блокировка замков дверей
  • электропривод и обогрев сидений
  • бортовой компьютер
  • автоматическая коробка передач
Характеристики двигателей ГАЗ-3111 "Волга"
Двигатель ЗМЗ 4062.10
впрыск
ЗМЗ 4052.10
впрыск
Число цилиндров / клапанов на цилиндр 4/4 4/4
Рабочий объем, л 2,3 2,5
Диаметр цилиндра / ход поршня , мм 92 / 86 95,5 / 86
Номинальная мощность / частота вращения кол. вала, кВт(л.с.)/об. в мин. 96 (130) / 5200 100 (136) / 5200
Максимальный крутящий момент при частоте вращения вала, Нм / об. в мин. 186 / 4000 198 / 4000
Степень сжатия 9,3 9,3
 Тягово-динамические характеристики ГАЗ-3111 "Волга" 
ЗМЗ 4062.10
впрыск
ЗМЗ 4052.10
впрыск
Максимальная скорость, км/ч 180 185
Время разгона до 100км/ч, с 13,6 12,9
Расход топлива при скорости 90 км/ч, л/100км 7,6 7,4
Расход топлива при скорости 120 км/ч, л/100км 10,5 9,6
Расход топлива в городском цикле, л/100км 11,2 12,9


Интерьер ГАЗ-3111 "Волга"