ГАЗ-2308 Атаман
Новое семейство лёгких грузовиков и автомобилей повышенной проходимости ГАЗ, было разработано в 1995 году. Машина должна была дополнить производственную программу завода «снизу» — в нишах грузоподъёмностью 800—1000 кг и полноразмерных внедорожников. Тогда же родилась концепция универсальной платформы, предусматривавшей создание широко унифицированных автомобилей.
Представленный широкой публике на международной автомобильной выставке МИМС-96 полноприводный рамный пикап ГАЗ-2308 "Атаман" явился дальнейшим развитием идей, заложенных в модели ГАЗ-2307.
Помимо базового ГАЗ-2308 и его модификаций на этой платформе были созданы внедорожники ГАЗ-3106 и ГАЗ-3120 «КОМБАТ». Конструкция автомобилей предусматривала сварную лонжеронную раму, как монопривод, так постоянный полный привод на все колёса с межосевым блокируемым дифференциалом, а также раздаточную коробку с понижающей передачей. Устанавливались шины размером 225/75 R16. Для внедорожника разработали специальную трансмиссию с постоянно включенным полным приводом и блокируемым межосевым дифференциалом, размещенным в раздаточной коробке, пристыкованной к пятиступенчатой коробке передач. Ввиду отсутствия на заводе оборудования для выпуска шариковых шарниров равных угловых скоростей нужной размерности, в их качестве для переднего моста использовали обычные карданные шарниры Гука с традиционными крестовинами.
Размеры Атамана были весьма внушительны. Длина пикапа и универсала "Ермак" превышали 5 метров (5060 мм). При этом колёсная база составляла 3100 мм, на 300 мм больше чем у Волги. Угол въезда достигает 46o, съезда - 31o, клиренс - 215 миллиметров.
На ГАЗ-2308 планировался к установке двигатель ГАЗ-560 (лицензионный турбодизель Steyr). Также планировался большой выбор других силовых агрегатов: четырёх- и пятицилиндровых дизельных двигателей по лицензии «Штайр»; бензиновые четырёхцилиндровые с четырьмя клапанами на цилиндр и распределенным впрыском топлива двигатели ЗМЗ объёмом 2,3—2,7 л; перспективные моторы ЗМЗ V6 и V8 объемом 3,0—3,5 и 5,5 л. На все крупные выставки газовцы возили голое шасси с турбодизелем.
На автомобиле ГАЗ-2308 "Атаман" использовали кабину от грузового ГАЗ-3307, переделанную в трехместную. Расположение органов управления и приборов в кабине полностью соответствует кабине грузового автомобиля ГАЗ-3307. Кроме рычага переключения передач имеется рычаг блокировки межосевого дифференциала и включения понижающей передачи в раздаточной коробке. Передняя и задняя подвески внедорожника снабжены стабилизаторами поперечной устойчивости, а тормозная система автомобиля включает в себе передние дисковые и задние барабанные тормоза.
На базе пикапа ГАЗ-2308 были созданы заднеприводный ГАЗ-2309, полноразмерный универсал ГАЗ-230810 «Атаман-Ермак», пикап с дубль-кабиной и закрытым кузовом ГАЗ-230812. Всего на этапе проектирования предполагалось создние до двадцати различных модификаций, однако в итоге были представлены всего три вышеперечисленные модели. Также конструкция ГАЗ-2308 послужила основой для автомобилей ГАЗ-3106 и ГАЗ-2169.
Начиная с 1996 года ГАЗ небольшими партиями изготавливал "Атаманы" для отработки конструкции. Автомобили оснащались как бензиновыми, так и дизельными двигателями. Автомобили имели задний или полный привод. Кузов с тентом двух видов - высокий с окошком в передней части и низкий (вровень с кабиной). Один из пикапов даже работал в нижегородском аэропорту в качестве автомобиля сопровождения.
ГАЗ-2308 демонстрировался не только в России, но и на нескольких зарубежных выставках, в основном, в государствах Ближнего Востока. Иностранными покупателями был проявлен определенный интерес к этой модели, который, возможно, послужил некоторой причиной к перемене отношения к этой модели. Сами контракты подписаны не были, но автомобили все же были выпущены небольшой серией и даже готовились к постановке в серийное производство. Старт серийного производства базовой модели ГАЗ-2308 с полным приводом и кузовом пикап, был намечен на ноябрь 2000 года. В 2000 году ОАО «ГАЗ» был приобретён компанией «Базовый элемент», Олега Владимировича Дерипаски. На ГАЗе началась крупная реорганизация. Ряд перспективных направлений, в том числе и по тематике «Атаман», были свёрнуты.
Помимо моно и полноприводных вариантов шасси, в семействе «Атаман» были созданы варианты с кузовом универсал, получившие имя собственное — «Атаман Ермак», пикапы с пятиместной кабиной и инкассаторские броневики. Размеры Атамана были весьма внушительны. Длина пикапа и универсала Ермак превышали 5 метров (5060 мм) при этом колёсная база составляла 3100 мм на 300 мм больше чем у Волги.
В 2000 году московская фирма "ДИСА" представила ходовой макет инкассаторского автомобиля на базе ГАЗ-2308. Машина была бронирована по третьему классу защиты, а ее грузоподъемность, с учетом трех членов экипажа, составляла 600кг. Кабина и низ кузова защищены скрытым бронированием. На сам кузов установлен цельносварной модуль. Доступ в грузо-пассажисркий отсек осуществляется через дверь в правом борту кузова-фургона. Кроме этого, загрузка груза может производиться через задний откидной борт. Кабина и грузо-пассажирский отсек объединены и представляют собой единое пространство - два члена экипажа располагаются в кабине, а третий - в отсеке, за водительским сиденьем. Для ведения огня из кузова автомобиля имеются три бойницу - одна сзади и две симметрично по бокам.
Модификации ГАЗ-2308
- ГАЗ-230810 "Атаман-Ермак" - полноразмерный универсал был создан в 1999 году на базе пикапа ГАЗ-2308. Помимо представленного демонстрационного варианта, способного перевозить до десяти человек, также разрабатывались другие версии «Ермака» — 7-местная (с укороченным задним свесом) и 5-местная (с укороченной базой и трехдверным кузовом).
- ГАЗ-230812 "Атаман" - пикап с двойной кабиной был представлен публике в 2000 году. Автомобиль легко трансформируется в пикап с двойной кабиной (на 6 мест), с дверями, распахивающимися навстречу друг другу. Автомобили могут быть оснащены тентом или пластиковой надстройкой грузового отделения.
Габаритные размеры ГАЗ-2308
Технические характеристики ГАЗ-2308 "Атаман"
Модель: | 2308 |
Кузов: | 1999 |
Серия: | 2308 |
Страна: | Россия |
Начало выпуска: | 1999 |
КУЗОВ ГАЗ-2308 |
|
Тип кузова: | пикап |
Длина, мм: | 5030 |
Ширина, мм: | 1870 |
Высота, мм: | 2070 |
Колесная база, мм: | 3100 |
Колея колес передних/задних, мм: | 1560 / 1560 |
Снаряженная масса автомобиля, кг: | 1800 |
Количество дверей: | 2 |
Количество мест: | 3 |
Размер шин: | 225/75 R16 |
Дорожный просвет, мм: | 215 |
ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ-2308 |
|
Тип: | L4 |
Объем двигателя, см3: | 2890 |
Количество и расположение цилиндров: | спереди, продольно |
Газораспределительный механизм: | карбюратор |
Количество клапанов: | 2 |
Мощность, л.с./ об/мин: | 110 / 4250 |
Крутящий момент, Н*м / об/мин: | 225 / 2500 |
ТРАНСМИССИЯ ГАЗ-2308 |
|
Привод: | постоянный на все колеса |
Кол-во передач (механическая коробка): | 5 |
ПОДВЕСКА ГАЗ-2308 |
|
Тип передней подвески: | продольный рычаг, поперечный стабилизатор, винтовая пружина |
Тип задней подвески: | поперечный стабилизатор, разрезная балка моста, рессора |
ТОРМОЗА ГАЗ-2308 |
|
Передние тормоза: | дисковые |
Задние тормоза: | барабанные |
СКОРОСТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ГАЗ-2308 |
|
Время разгона с места до 100 км/ч, с: | 25 |
Максимальная скорость, км/ч: | 120 |
ТОПЛИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ГАЗ-2308 |
|
Топливо: | бензин 93 |
Объем топливного бака, л: | 70 |
Городской цикл, л/100км: | 12.5 |