ГАЗ-3106 "Атаман-II"

(Экспериментальный. В серию не пошел.)


ГАЗ-3106 "Атаман-II" образца 2000 года


ГАЗ-3106 "Атаман-II" образца 2000 года
ГАЗ-3106 "Атаман-II" образца 2000 года


ГАЗ занялся разработкой внедорожников в 1996 году, были планы создать новые внедорожники после знаменитого ГАЗ 69, с его феноменальной живучестью и проходимостью. Тогда был создан перспективный полноприводный автомобиль "Атаман".

Впервые ГАЗ-3106 был представлен на августовском московском автосалоне в 2000 году. Новинка, выставленная под маркой "Атаман-II", была построена на укороченном шасси опытного семейства "Атаман" образца 1996 года - были взяты передний и задний ведущие мосты, передняя подвеска, рулевое управление, тормозная система и колеса. Редуктор, ступичный узел и тормозной механизм максимально унифицированы с применяемыми на "Соболе". Жесткий задний мост на рессорной подвеске предусматривает возможность установки блокировки дифференциала. ГАЗ-3106 оснащен постоянным полным приводом, для него разработана новая раздаточная коробка с многорядной пластинчатой цепью Морзе, блокируемым межосевым дифференциалом и числом понижающей передачи 2,68. В сочетании с главными парами 4,55 это гарантирует, что недостатка тяги на колесах не будет. А отсутствие промежуточных валов - залог тишины в салоне

ГАЗ-3106 имеет зависимые заднюю и переднюю подвески. Как сказано в пресс-релизе завода, - для обеспечения лучшей проходимости.

Конструктивно это полноприводный внедорожник на лонжеронной раме, в салоне которого на трех рядах сидений могут разместиться 7 человек. Под капот ГАЗ-3106 предполагалось устанавливать отечественные и импортные двигатели производства Iveco и Toyota. На опытном образце был установлен модернизированный пятицилиндровый дизельный двигатель ГАЗ-561 мощностью 141 л.с.

Все сиденья оснащены подголовниками и инерционными ремнями безопасности. У ГАЗ-3106 бак традиционно расположен внутри рамы, что положительно сказывается на пассивной безопасности, позволяет опустить пол в салоне, хотя и не дает сделать его ровным.

От предполагавшегося механизма Уатта в задней подвеске пришлось отказаться - большое количество шарниров и сложности с ее компоновкой заставили вернуться к более простой тяге Панара. Хотя "асфальтовой" управляемости машины уделяется немало внимания, асимметричное решение признано приемлемым. Настройки подвески и умеренные ходы (175 мм спереди и 210 мм сзади) свидетельствуют о более "дорожных" приоритета.


ГАЗ-3106 образца 2004/2005 годов


ГАЗ-3106 образца 2004/2005 годов


В 2001 году работы над внедорожниками на ГАЗе по экономическим соображениям были свернуты. Однако, в 2004 году ГАЗ, видя успехи "Шеви-Нивы" и УАЗа, выставил свой вариант бюджетного (предполгаалось, что после запуска в серию он будет стоить 10.000 USD) внедорожника - очередной прототип ГАЗ-3106 – совершенно новый автомобиль под старым индексом. Именно на основе этого прототипа и предполагалось создать серийную машину. Примечательно, что для этого прототипа уже не было придумано никакого названия. Впрочем, правильнее будет сказать, что скорее речь идет о том, что на ГАЗе отказались от бренда "Атаман-II", чтобы не ассоциировать у потенциальных покупателей новую модель с конструкцией почти десятилетней давности.

Как и предыдущая модель, этот «ноль шестой» построен по классическим «внедорожным» канонам: лонжеронная рама, пятидверный кузов, зависимые подвески, постоянный полный привод, двухступенчатая раздаточная коробка (отбор мощности на передний мост цепью Морзе) и блокируемый межосевой дифференциал. Двигатель – 147-сильный ЗМЗ-405. Предусмотрена установка регулируемой рулевой колонки, гидроусилителя рулевого управления, подушек безопасности, АБС и другого оснащения.

В разработке ГАЗ-3106 принимала участие американская компания Venture.

По заявлениям сотрудников ГАЗа именно этот вариант должен был пойти в серию в конце 2006 года.

На MIMS'2005 в экспозиции "Русских автомобилей" УКЭР ГАЗа продемонстрировал уже два образца нового семейства внедорожников среднего класса ГАЗ-3106. Версия 3106 VIP была оснащена 4-местным кожаным салоном повышенной комфортности с полным электропакетом. Пассажиры заднего ряда в ней обеспечены раздельными сиденьями с электрорегулировками. Заднее сиденье можно сложить по частям в соотношении 1:2. Полностью электрифицированный (вплоть до люка в крыше) салон отделан кожей и деревянными вставками на оригинальной панели приборов. Комбинация приборов отделана хромом. Однако в отличие от VIP-версии 2004 года с мощным бензиновым V8 под капотом у VIP-модели 2005 года появился еще более мощный и тяговитый экспериментальный турбомотор с промежуточным охлаждением - ЗМЗ-4054 2,5 л R4 16V (204 л.с., 361 Нбм). Заявленная максимальная скорость со столь мощным двигателем достигает 170 км/ч. Базовым двигателем для 3106 считался бензиновый ЗМЗ-40522.10-2,5 л 16V (147 л.с., 222 Нбм).


ГАЗ-31061 образца 2005 года


ГАЗ-31061 образца 2005 года


Модель 31061 (третьей экспериментальной серии), представленная наряду с 3106-VIP на MIMS'2005, отличается удлиненной на 40мм колесной базой и уширенными задними дверьми, что облегчило посадку-высадку задних пассажиров. От модели 3106 автомобиль заметно отличается полностью хромированной решеткой радиатора с более крупными ячейками, иными фарами и передним бампером. Салон у нее более простой по оснащению, но электроприводы зеркал и стекол также предусмотрены. Заднее сиденье можно сложить по частям в соотношении 1:2. Дверь задка сделана распашной с навешенной на правую половинку "запаской". Под капотом у 31061 - 2,13-литровый турбодизель ГАЗ-5602 (120 л.с., 270 Нбм). Модель 31061 также построена на укороченном шасси пикапа "Атаман" (колесная база 2650мм). В длинноходовой пружинной зависимой подвеске применены продольные кованые рычаги, что увеличивает ее надежность и позволяет передвигаться по бездорожью с более высокой скоростью. Двухступенчатая раздаточная коробка планетарного типа приводится бесшумной многорядной цепью Морзе и снабжена блокируемым цилиндрическим межосевым дифференциалом. Дифференциалы мостов выполнены на основе "волговских" редукторов, а задний мост может быть оснащен дифференциалом повышенного трения (степень блокировки - 2,5:1). В семействе 3106 предусмотрены несколько модификаций, включая пикап и шасси для ЖКХ.

Однако, несмотря на интерес публики к представленным внедорожникам, в декабре 2005 года ОАО "ГАЗ" отказалось от дальнейшей разработки внедорожника ГАЗ-3106.


Технические характеристики

Колесная формула 4x4
Полная масса, кг 2600
Масса снаряженного а/м, кг 2000
Полезная нагрузка, кг 600
Число мест, чел 7
Габариты, мм (дл. ш. выс.) 4690x1860x1850
Колесная база, мм 2820
Дорожный просвет, мм 215
Минимальный радиус поворота, м 5,9
Макс. скорость, км/ч 150
Рама лонжеронная сварная
Шины 225/75 R16
Двигатель, бензиновый мод. ГАЗ-561, дизельный, рядный, 5-цилиндровый с охладителем наддувочного воздуха
мощность, кВт (л.с) 104 (141)
рабочий обьем, л 2,67

 

Интерьер ГАЗ-31061 образца 2005 года

Интерьер ГАЗ-31061 образца 2005 года