ГАЗ-3105 «Волга»


ГАЗ-3105 «Волга»


ГАЗ-3105 «Волга» — представительский легковой автомобиль среднего класса с повышенным уровнем комфорта, производимый с 1992 по 1996 года на мощностях Горьковского автозавода. Ведущий конструктор Сергей Батьянов. Модель снята с производства. Выпускались под правительственный заказ. Всего было выпущено не более 100 машин.

К началу 90-х годов XX-го века встал вопрос о создании автомобиля для секретарей обкома и руководителей областного масштаба, так как имеющийся ГАЗ-3102, хоть и с претензией на престижность, годился лишь для районных начальников. Министерство автомобильной промышленности собиралось заменить снятые с производства автомобили ГАЗ-14 «Чайка». По замыслу ГАЗ-3105 должен быть более сдержанным и иметь длину 5,05 м (у «Чайки» 6,11 м).

Распоряжение президента РФ: Принять предложение акционерного общества "ГАЗ" о завершении создания в 1994-1996 годах мощностей по выпуску нового легкового автомобиля среднего класса высокой комфортабельности ГАЗ-3105 в количестве 250 штук в год, в том числе в 1994 году - 100 штук и 1995 году - 150 штук.

На ГАЗе во второй половине восьмидесятых работа над машиной шла в ускоренном темпе. К 1987 году были представлены первые опытные образцы, имеющие ряд нововведений, таких как реечное рулевое управление с гидроусилителем, регулировка руля по длине и наклону, постоянный полный привод с возможностью блокировки межосевого дифференциала и полный электропакет, включая центральный замок. Подвеска типа Макферсон спереди и сзади. Первоначально машина имела "двойное" остекление дверей с утопленными в стекла ручками дверей. По причине своей "прозрачности" для окружающих эту машину на заводе прозвали "Глаз". Было изготовлено не менее 3 подобных опытных образцов в различной окраске. Экземпляр окрашенный в черный цвет находится в музее истории завода ГАЗ. Данная машина была представлена Горбачеву М.С. Он машину одобрил.

 

ГАЗ-3105 «Волга» первой серии
ГАЗ-3105 «Волга» первой серии


Однако, Николай Иванович Рыжков, бывший в то время председателев правительства, посчитал двойную секцию окон на представительском автомобиле неуместной. Конструкцую пришлось срочно менять. Так появилась ГАЗ-3105 второй серии. Из-за проблем в расчетах и изменении остекления итоговая масса автомобиля была на 200 кг больше чем ожидалось, а из-за отсутствия технической базы, приходилось использовать иностранные узлы.

 

ГАЗ-3105 «Волга» второй серии

В 1992 году вручную собрали три ГАЗ-3105. За первые два месяца 1993 года собрали еще 15 машин. Все они предназначались для испытаний, тестов на безопасность и доводки.

Особенностью автомобиля являлась удачная компоновка. Здесь был усилитель рулевого управления, регулируемая колонка, полный электропакет - причем не просто центральный замок и электростеклоподьемники, но и электропривод сидений, как передних, так и заднего дивана, а также электроподогрев подушек и спинок с автоматическим отключением по достижении заданной температуры и климатическая установка. Аудиоподготовка включала в себя шесть динамиков, два из которых расположены в передних дверях, два - на панели приборов, два - на задней полке салона. Климатическая установка машины совмещает функции систем отопления, вентиляции и кондеционирования воздуха. Она автоматически поддерживает заданную температуру в салоне при интенсивном воздухообмене. Предусмотрена утановка радиотелефона. Пользоваться им можно как с переднего так и с заднего сидений. Благодаря продуманной компоновке, места в салоне было намного больше по сравнению с «Волгой» ГАЗ-24-10 при практически тех же внешних габаритах. В интерьере автомобиля небыло ни одной жесткой прямой линии - мягкие овальные очертания, приглушенные, без контрастов, цвета обивки.

Коэффициент лобового сопротивления Сх=0,35…0,36.

Плотная компоновка моторного отсека позволила увеличить пространство в салоне для ног водителя и перденего пассажира. Заднее сидение отодвинуто и опущено к задней оси, что сделало салон длиннее на 300 мм в сравнение с ГАЗ-31029. Заднее сидение стало регулируемым - сдвигая его вперед, пассажир меняет наклон спинки. Все сидения оборудованы электроприводами с кнопочным управлением.

Постоянный привод всех колес - оптимальный для неблагоприятных дорожных условий, характерных для России. Подвеска колес (как передняя, так и задняя) - независимая, на стойках типа «Мак-Ферсон». Автомобиль был оборудован передним и задним стабилизаторами поперечной устойчивости. Испытания показали высокую плавность хода, не уступающую показателям таких аналогов, как «Мерседес-Бенц-260-4-Матик», «Форд-Скорпио-4х4», «Ауди-200-Кваттро». Кроме того, в перспективе клиренс должен был стать изменяемым.

Механическая 5-ти ступенчатая коробка передач - двухвальная с полным вторичным валом, передающим крутящий момент от первичного вала на шестеренный конический «симметричный» межосевой дифференциал. Коробка передач выполнена в блоке с передним ведущим мостом, межосевым дифференциалом и имеет общую с ними масляную ванну. Сцепление - однодисковое сухое с диафрагменной пружиной вытягиваемого типа. Для преодоления тяжелых участков предусмотрена возможность блокировки межосевого дифференциала с места водителя. В тормозной системе применены передние и задние дисковые механизмы со скобами плавающего типа. Двухконтурный гидравлический привод - с диагональным разделением контуров, регулятором давления в приводе задних тормозов и вакуумным усилителем. Стояночный тормоз с механическим тросовым приводом действует на скобы задних механизмов и может служить в качестве аварийного. Предполагалось и присутствие АБС и катализатор отработанных газов. В рулевом управлении впервые на «Волгах» был применен реечный механизм. Рулевая колонка, регулируемая как по углу наклона, так и по длине, снабжена энергопоглощающим элементом.

Машина оснащалась карбюраторным двигателем 3105 V8 объёмом 3.4 литра, с карбюраторами К114. Головки цилиндров и поршни из алюминиевого сплава, блок цилиндров - безгильзовый, чугунный. Коленчатый вал вращается в пяти коренных подшипниках и снабжен гасителем крутильных колебаний. Двухрядная цепь с гидравлическим натяжителем приводит чугунные распределительные валы (по одному в каждой головке цилиндров). Правда в то время еще не дошли до 4-х клапанов на цилиндр, но гидравлические толкатели с автоматической компенсацией зазора уже присутствовали. Для машины сразу разрабатывалось две системы питания - карбюратор и впрыск. Были опытные образцы и с четырехцилиндровым мотором, прообразом сегодняшнего ЗМЗ-406. Разумеется, система зажигания была безконтактной и даже с ограничением частоты вращения коленвала до 6100 оборотов в минуту. Все это позволило разгонятся до сотни за 12 секунд и иметь максималку равную 195 км/ч.

Позже применялся двигатель Пирбург (Pierburg).

На центральной панели кроме магнитолы с шестью динамиками, климат-контроля от LANCIA, бортового компьютера и прочих приятных мелочей, находится кнопка блокировки межосевого дифференциала с дистанционным вакуумным приводом.

Запасное колеса размещено в углублении багажника, крышка которого опущена до бампера (погрузочная высота на 200 мм меньше по сравнению с другими моделями "Волги")

В 1992 году автомобиль был представлен на международных салонах в Лейпциге и Брюсселе и произвел впечатление. Однако подсчитали, что производство такого автомобиля для правительства обходится дорого.

Для дилеров стоимость автомобиля составляла от $50000 до $60000, что было сопоставимо с автомобилями иностранного производства того же класса.

ГАЗ-3105 имел несколько модификаций. Первая из них (3105) имела двигатель 3105 с карбюратором к114 и развивала мощность 156 л.с., более поздняя модификация имела карбюратор Пирбург 4А1 (Solex 4A1) и развивала 170 л.с. Модификация с двигателем 3105, оснащенным моновпрыском Лукас, имела индекс 31052 и также развивала мощность 170 л.с. Также имелась модификация с двигателем 3105, оснащенным распределенным впрыском топлива и микропроцессорной системой управления фирмы Абит (Санкт-Петербург), индекс двигателя изменили на ГАЗ-321.10, а номер модели стал 31054. Последняя из модификаций, она была сделана инженерами ГАЗа уже после прекращения выпуска автомобилей, имела двигатель ЗМЗ-406 с системой впрыска, поскольку нужно было собрать оставшиеся автомобили для продажи, а двигатели 3105 (ГАЗ-321.10) ГАЗ уже перестал производить.

 

Технические характеристики ГАЗ-3105 "Волга"

Показатель Значение
колесная формула 4х4
количество мест 5
масса в снаряженном состоянии, кг 1800
объем багажника, м3 0,5
наибольшая скорость, км/ч 200
время разгона с места до 100 км/ч, с 11
расход топлива, л/100 км:
- при 90 км/ч 8,7
- 120 км/ч 11,2
- условном городском цикле езды 17,5
объем топливного бака, л 78
применяемый бензин А-98 или АИ-98
Размеры
- длина 5050
- ширина 1800
- высота (без нагрузки) 1430
- колесная база 2870
колея колес:
- передних 1514
- задних 1514
дорожный просвет 160
Двигатель
- модель ГАЗ-3105
- тип бензиновый, восьмицилинтровый, V-образный
- диаметр цилиндров и ход поршня, мм 82х80
- рабочий объем, см3 3400
- степень сжатия 9,0
- мощность, при 5400 об/мин, л.с./кВт 170 / 125 кВт
- максимальный крутящий момент, Н м при 4000 об/мин 265
Сцепление Сухое однодисковое с диафрагменной пружиной
Коробка передач механическая 5-ти ступенчатая
передаточные числа:
- I передача 3,6
- II передача 2,2
- III передача 1,46
- IV передача 0,96
- V передача 0,756
- задний ход 3,58


Интерьер ГАЗ-3105 "Волга"


Интерьер ГАЗ-3105 "Волга"
Интерьер ГАЗ-3105 "Волга"