ГАЗ-52


ГАЗ-52


ГАЗ-52 - советские грузовые автомобили, семейства среднетоннажных грузовых автомобилей третьего поколения ГАЗ. Выпускался под индексом ГАЗ-52Ф - с 1958-го по 1959-й, как ГАЗ-52-03 - с 1966-го по 1975-й и как ГАЗ-52-04 - с 1975-го по 1989-й (по другим данным по 1992-й). Выпуск ГАЗ-52 составил 1 006 330 ед.

Главный конструктор машины - А. Д. Просвирнин. Ведущие конструкторы машины - А. И. Шихов, В. Д. Запойнов. Ведущий конструктор двигателя V8 - П. Э. Сыркин.

В конце 50-х – середине 60-х гг. планировали выпуск на конвейерах завода ГАЗ трех семейств грузовых автомобилей, унифицированных между собой. Базовым считался новый грузовик ГАЗ-52, преемник модели ГАЗ-51А, с той же колесной формулой 4х2 и грузоподъемностью (2,5 т по хорошим дорогам). При создании автомобиля учитывалось, что основным местом эксплуатации машины должны стать город (развозные перевозки) и село.

Исходя из этого конструкция машины должна была обеспечить как хорошую маневренность, так и достаточно высокую проходимость и плавность хода, учитывая, что асфальтовые дороги тогда были редкостью. Работа над улучшением дизайна модели ГАЗ-51А к тому времени уже привела к созданию опытных образцов с новым капотом и оперением. В дальнейшем была предложена новая цельнометаллическая двухместная кабина, особенностью которой стало наличие отопительного устройства с возможностью обдува ветрового стекла, вакуумных стеклоочистителей, работающих от специального насоса, поворотных и опускных стекол на боковых дверях. Ветровое стекло панорамного типа обеспечивало лучшую обзорность, чем прежнее, V-образное, с плоскими стеклами на автомобиле ГАЗ-51А. Разработанная для ГАЗ-52 кабина должна была применяться на всех грузовиках ГАЗ с капотной компоновкой, ее дизайн напоминал кабины американских грузовиков 1950-х годов, и никто тогда не мог себе представить, что она сохранится на производстве до 1998 г.

Отсутствие в СССР качественного высокооктанового топлива в те годы было серьезным препятствием к увеличению степени сжатия – наиболее прогрессивного способа повышения мощности моторов. Поэтому создание достаточно мощного и экономичного двигателя на основе старого, устанавливаемого на модель ГАЗ-51А, представлялось серьезной проблемой. На помощь заводу пришли ученые. В 50-х годах сотрудниками Института химической физики АН СССР были проведены фундаментальные исследования процессов сгорания в бензиновых двигателях, результатом стало научное открытие – была доказана высокая химическая активность продуктов неполного сгорания, включающих свободные атомы водорода и водосодержащие радикалы. Конструкторы взяли это открытие на вооружение и создали двигатель ГАЗ-51Ф (Ф – означает с факельным зажиганием), сейчас почти забытый. В рассматриваемом типаже грузовиков этому мотору отводилась самая главная роль. Степень сжатия двигателя ГАЗ-51Ф при работе на бензине марки А-66 удалось поднять с 6,2 до 6,8, мощность при этом выросла с 70 до 85 л.с. при 3000 об/мин, обеспечив существенное повышение динамических качеств грузовика при снижении расхода топлива.

Изначально предполагалось установить на автомобили 52-го семейства форкамерно-факельный двигатель. Так на свет появился ГАЗ-52Ф с колесной базой 3300мм. Опытный образцы были изготовлены в 1958-1959г.г. и один из них демонстрировался на ВДНХ в 1959 году. На ГАЗ-52Ф предполагалось устанавливать усиленное сцепление с увеличенным диаметром фрикционных накладок (внедрен впоследствии в 1961году на ГАЗ-51А), гипоидную главную передачу, дифференциал повышенного трения. Однако из-за проблем с доводкой двигателя, этот автомобиль остался опытным.

Для грузовика спроектировали новую, синхронизированную на III и IV передачах 4-ступенчатую коробку передач, бесшумность и долговечность работы которой достигались за счет применения косозубых шестерен постоянного зацепления на II и III передачах.

Применили усовершенствованную рессорную подвеску колес с новым решением по заделке концов рессор. Крепление концов рессор с помощью специальных резиновых подушек разгружало коренные листы от дополнительных усилий при скручивании рессор, повышало их долговечность и упрощало техобслуживание автомобиля.

Новинкой для отечественного автостроения был кулачковый дифференциал заднего моста, повышавший проходимость и устойчивость грузовика на плохих и скользких дорогах.

ГАЗ-52 и модификации имели колесные диски с 6 вентиляционными отверстиями и более узкой резиной нежели последующие модели.

Опытный образец грузовика ГАЗ-52 в 1958 г. демонстрировался в советском павильоне на Международной выставке в Брюсселе и был удостоен высшей награды – «Гран-при».

В модельном ряду ГАЗ-52 выпускались следующие модификации: грузовики с бортовой платформой и шасси с кабиной ГАЗ-52-01 и ГАЗ-52-02 с двумя вариантами колесной базы (3300 и 3700 мм). В 1959 году была выпущена партия шасси ГАЗ-52Ф с форкамерным двигателем ГАЗ-51Ф мощностью 85 л.с.

После освоения на Горьковском автозаводе грузовика ГАЗ-53А с 1966 по 1998 г. выпускали автомобиль ГАЗ-52-03 грузоподъемностью 2,5 т на базе широкой унификации с узлами 4-тонной машины, от которой были использованы кабина, рама, подвески и платформа с уменьшенными по высоте бортами. Остальные узлы, включая силовой агрегат, были от ГАЗ-51А.

После снятия ГАЗ-51А с конвейера в 1975 г. его заменил аналогичный по размерности ГАЗ-52-04, представлявший собой шасси ГАЗ-51 с кабиной от ГАЗ-53А с прежним 75-сильным двигателем ГАЗ-51. Впоследствии он получил гипоидный задний мост и гидровакуумный усилитель тормозов ГАЗ-53А. Год начала выпуска - 1975 (1966); число мест - 2; грузоподъемность - 2500 кг; колесная формула - 4X2; двигатель: число цилиндров - 6, рабочий объем - 3485 см3, мощность - 75 л. с. при 2800 об/мин; число передач - 4; размер шин - 7.50Р-20 дюймов; база - 3300 (3700) мм; масса в снаряженном состоянии - 2520 (2815) кг; скорость - 70 км/ч.


ГАЗ-52-04
ГАЗ-52-04


ГАЗ-52-08 и ГАЗ-52-09 - грузопассажирские такси, причем ГАЗ-52-09 был переоборудован для работы на сжиженном нефтяном газе, дублирующее топливо - бензин А-76.

Шасси ГАЗ-52-04 широко применялось для создания на его основе различных спецавтомобилей: автофургонов, передвижных мастерских, само-свалов, топливозаправщиков и т.п.

На базе ГАЗ-52-04 созданы следующие модификации: длиннобазное шасси ГАЗ-52-01 для специализированных автомобилей, шасси ГАЗ-52-02 для самосвалов САЗ-3503, бортовой грузовик ГАЗ-52-03 на длиннобазном шасси (его отличающиеся данные в скобках), грузопассажирское такси ГАЗ-52-05, седельный тягач ГАЗ-52-06 для работы с 4-тонным полуприцепом. Модификация ГАЗ-52-07 на базе ГАЗ-52-04 была переоборудована для работы на сжиженном нефтяном газе. Длиннобазное шасси ГАЗ-52-08 с газобаллонным двигателем. ГАЗ-52-09 - грузопассажирские такси переоборудованое для работы на сжиженном нефтяном газе, дублирующее топливо - бензин А-76.Самосвальные модификации ГАЗ-52 выпускались саранским автозаводом.


Модификации ГАЗ-52

  • ГАЗ-52Ф (1958-1959 гг.) - бортовой грузовик, база 3,3 м, грузоподъёмность 2,5 т с форкамерно-факельным двигателем мощностью 85 л.с., была выпущена опытно-промышленная партия;
  • ГАЗ-52Г (1959 год) - (также в литературе может называться ГАЗ52А) опытный бортовой грузовик, база 3,7 м, грузоподъёмность 4 т, серийно не выпускался. Этот автомобиль предназначался для перевозки грузов исключительно по дорогам с твердым покрытием - в противном случае автомобилю не хватало мощности двигателя и запаса прочности шасси. Автомобиль был оснащен шинами повышенной грузоподъемности и усиленными рессорами. В силу ограничений по условиям эксплуатации, ГАЗ-52Г не попал на конвейер, но в дальнейшем аналогичный по конструкции грузовик (но уменьшенной до 2500кг грузоподъемности) ГАЗ-52-03 все же выпускался серийно;
  • ГАЗ-52А (с середины 1964 года до 1966 года) - представлял собой шасси с колесной базой 3700мм для установки специализированных фургонов. Предположительно, опытно-промышленными партиями ГАЗ-52А стали выпускаться с середины 1964 года, а серийно - с середины 1965 года и до 1966 года;
  • ГАЗ-52П (1959 год) - опытный седельный тягач, база 3,3 м, серийно не выпускался;

    ГАЗ-52П

  • ГАЗ-52Я (1959 год) - Опытный бортовой автомобиль с грузоподъемным задним бортом на базе модели ГАЗ-52Г, но укомплектованный кузовом уменьшенной длины. Серийный выпуск автомобиля предполагалось освоить в 1962 году, однако впоследствии его производство на ГАЗе было решено не начинать и конструкцию передали для освоения на Горьковский Завод Торгового Машиностроения (ГЗТМ). Сам задний борт небольшой партией был выпущен на ГАЗе и поставлен по межзаводской кооперации на ГЗТМ, где был использован при создании фургона ГЗТМ-893 и, возможно, небольшой партии грузовиков ГАЗ-52Я.
    ГАЗ-52Я

  • ГАЗ-52-03 (с июня 1966 года до 1975 года) - бортовой грузовик, база 3,7 м, грузоподъёмность 2,5 т, двигатель ГАЗ-51 мощностью 75 л.с.;
  • ГАЗ-52-01 (с 1966 года до 1989 года) - шасси развитие модели ГАЗ-52A, колесная база 3,7 м, грузоподъёмность 2,5 т для автобусов и специализированных автомобилей;
    ГАЗ-52-01

  • ГАЗ-52-02 (с июня 1966 года до 1989 года) - шасси под самосвалы ГАЗ-САЗ (САЗ-3503 и САЗ-3504). Дополнительно шасси комплектовалось коробкой отбора мощности и гидронасосом. Размер колесной базы этого шасси составлял 3300мм.;
  • ГАЗ-52-03 (с 1966 по 1973 год) - бортовой, с увеличенной колесной базой, составлявшей 3700мм, внешне почти ничем не отличался от ГАЗ-53А (впоследствии был полностью вытеснен моделями ГАЗ-53А и ГАЗ-52-04):
    ГАЗ-52-03
  • ГАЗ-52-04 (с апреля 1975 по 1989 год) - базовый бортовой грузовик, база 3,3 м, грузоподъемностью 2500кг;
  • ГАЗ-52-05 (с апреля 1975 по 1989 год) - грузовое такси на базе грузовика ГАЗ-52-04. Автомобиль комплектовался грузовой платформой с увеличенной высотой бортов и тентом;
  • ГАЗ-52-06 (с 1977 года по 1985 год) - седельный тягач, база 3,3 м. ГАЗ-52-06 рассчитан на буксировку тех же прицепов, что и его предшественник ГАЗ-51П. Полная масса полуприцепа, буксируемого тягачом ГАЗ-52-06 составляет 6000кг;
    ГАЗ-52-06
  • ГАЗ-52-07 (с ноября 1976 года по 1984 год) - модификация 52-04 на сжиженном газе, мощность двигателя 54 кВт (73 л.с.) при 2800 об/мин, крутящий момент 1 96 Н'М (20 кгс-м) при 1600-1800 об/мин. максимальная скорость до 70 км/ч. Газовый балон установлен на раме с левой стороны автомобиля. Макс, рабочее давление 16 кгс/см. кв. полезный объем 136 л, полный - 151 л. Баллон оборудован наполнительным и двумя расходными вентилями (паровой и жидкой фазы), датчиком указателя уровня топлива, заправочным устройством, предохранительным и контрольным клапанами. Двухступенчатый газовый редуктор мол.- РЗАА и испаритель газа жидкостной расположены в моторном отсеке.
  • ГАЗ-52-08 (с 1977 года до 1989 года) - модификация длиннобазного шасси 52-01 на сжиженном газе, дублирующее - бензин А-76, максимальная скорость до 70 км/ч;
  • ГАЗ-52-09 (с 1977 года по 1989 год) - модификация грузового такси 52-05 на сжиженном газе, дублирующее - бензин А-76;
  • ГАЗ-52-27 - (с 1984 года по 1990 год) - грузовик на сжатом природном газе, дублирующее - бензин А-76. Ддвигатель: степень сжатия 7.0, мощность 48,5 кВт (65 л.с.) при 2800 об/мин, крутящий момент 182 Н-м (18,6 кгс-м) при 1600-1800 об/мин., максимальная скорость до 70 км/ч. Газовые баллоны расположены под платформой. Рабочее давление 200 кгс/см. кв. объем одного баллона 50л (при Давлении 200 кгс/см баллон вмещает 10 м. Куб. газа). Полный объем заправки газом составляет 40 м. Баллоны оборудованы расходным вентилем ВМР-1. расположенным на первом баллоне, наполнительным вентилем ВМН-1 и манометром высокого давления МТ-1, установленными на втором баллоне. Одноступенчатый газовый редуктор высокого давления БМО-80-1, расположен под капотом. Двухступенчатый газовый редуктор низкого давления РЗАА расположен в моторном отсеке. Карбюратор-смеситель - К-1 2 6Д с автономным ограничителем частоты вращения коленчатого вала.
  • ГАЗ-52-28 - (с 1984 года по 1988 год) - шасси на сжатом природном газе, база 3,7 м. На автомобиль устанавливался двигатель модели ГАЗ-52-27 (базовый ГАЗ-52-04, конвертированный для работы на СПГ) - степень сжатия 7.0, мощность 48,5 кВт (65л.с.) при 2800 об/мин, крутящий момент 182 Н-м (18,6 кгс-м) при 1600-1800 об/мин. Газовых баллонов - 7, расположены под платформой (четыре за кабиной поперек рамы, три - вдоль рамы в задней ее части). Из-за размещения баллонов позади кабины запасное колесо переместилось под раму в заднюю часть автомобиля;
  • ГАЗ-52-54 - экспортная модификация ГАЗ-52-04 для стран с тропическим климатом;
  • ГАЗ-52-74 - экспортная модификация ГАЗ-52-04 для стран с умеренным климатом;
  • Автолестница АЛ-18(52-02)-Л2. изготавливалась на Торжокском заводе противопожарного оборудования с 1967 г. Автомобиль предназначался для доставки к месту пожара личного состава численностью два человека, проведения спасательных и вспомогательных работ, тушения пожаров в зданиях высотой до шести этажей, а также для подачи воды лафетным стволом, закрепляемым на вершине лестницы. Автолестница укомплектована тремя основными коленами и одним дополнительным. Габаритные размеры автомобиля в транспортном положении составляют 7980х2220х2670 мм. Колена АЛ-18 выдвигаются гидроцилиндром, сдвигание колен происходит под действием их собственной массы. Дополнительное колено выдвигают и сдвигают вручную, когда основные колена закреплены. Дополнительное колено служит для доводки вершины лестницы до необходимого положения.
  • МПР-9924 - (Мастерская Передвижная Ремонтная) - передвижная ремонтная мастерская на шасси автомобиля ГАЗ-53 или ГАЗ 52-01

 

Габаритные размеры автомобиля ГАЗ-52-07, ГАЗ-52-09 ,ГАЗ-52-27

 

Технические характеристики ГАЗ-52-03 и ГАЗ-52-04

 
ГАЗ-52-03
ГАЗ-52-04
Грузоподъемность, кг
2500
2500
Допустимая масса прицепа, кг
2500
2500
Собственная масса, кг
2815
2520
Собственная масса, кг
2815
2520
В т. ч. на передн. ось
1320
1220
Заднюю ось
1495
1300
Полная масса, кг
5465
5170
В т. ч. на передн. ось
1520
1560
Радиус поворота, м:
по оси следа внешнего передн колеса
8,9
7,5
наружи, габаритный
9,4
8
Макс, скорость, к м / ч
70
70
Торм. путь со скорости 50 км/ч, м
27
25
Контр, расход топлива при 40 км/ч, л/100 к м
21
20
Двигатель
ГАЗ-52-01 ГАЗ-52-04 карб., 4-такт., 6-цил, нижнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм
82X110
82X110
Рабочий объем, л
3,48
3,48
Степень сжатия
6,2
6,7
Порядок работы цилиндров
1-5-3-6-2-4
Макс, мощность, л. с. (кВт)
75 (55,2) при 2600
Макс, крутящий момент, об/мин кгс-м (Н-м)
21(205,9) при 1600-1800 об/мин
21(205,9) при 1400-1600 об/мин
Карбюратор
К 84МИ
К 126И
Напряжение в сети электрооборудования, В
12
12
Аккумуляторная батарея
6СТ-68
6СТ-75
Прерыватель-распределитель
Р20
Р20
Катушка зажигания
Б1 или Б115
Свечи зажигания
М8Т
АЮНТ
Генератор
П08 Г
Г250 Д1
Реле регулятор
РР24-Г
РР362
Стартер
СТ8
СТ8
Сцепление
однодисковое, сухое
Коробка передач
4-ступ. с синхронизаторами на III и IV передачах
Главная передача
одинарная, одинарная, коническая,со спиральными зубьями
Передаточные числа:
коробки передач
6,48; 3,09; 6,4; 3,09; 1,71; 1,00; 1,69; 1,00; З.Х.-7,9 З.Х.-7,82
главной передачи
6,67
6,83
Рулевой механизм
глобоид, глобоид. червяк с червяк с двухгребневым двухгребневым роликом, роликом, N=20,
Подвеска:
Передние
на прод полуэллипт. рессорах, амортизаторы гидравл., телескоп.
Задние
на прод. полуэллипт. рессорах с дополн. рессорами
Тормоза:
рабочий
бараб. с бараб. С гидравл. приводом и гидровакуумным усилителем
стояночный
на трансмиссию смех. приводом
Число колес
6+1
6+1
Шины
220-508
(7,50-20)
Давление воздуха в шинах, кгс/см2 :
передн. колес
3,0
3,0
задних колес
4,0
3,5
Заправочные объемы, л;
рекомендуемые эксплуатационные материалы:
топливный бак 90; бензин А-72 или А-76
система охлаждения двигателя. 16; вода иди антифриз
система смазки двигателя 7; М-8Б или М-8А
возд. фильтр 0,35; масло для двигателя
картер рулевого механизма 0,5; ТАп-15В
система гидравл. привода тормозов 0,5; 0,77; торм. жидкость
картер коробки передач
Б С К и л и » Н е в а «
Масса агрегатов, кг:
двигатель с оборудованием и сцеплением
250
250
карданные валы
25
20
передний мост
130
141
задний мост
268
268
рама
270
197
кузов
515
375
кабина
220
220
колесо в сборе с шиной
65
65
радиатор
16
15

 

Интерьер ГАЗ-52

Интерьер ГАЗ-52