ГАЗ-2975 "Тигр"
Tiger HMTV
ГАЗ-2975 "Тигр" - российский армейский автомобиль-внедорожник. Производится совместно на Горьковском автомобильном заводе (ОАО "ГАЗ") и его дочерней фирме.
В начале 1999 года иорданский король Абдула II (Абдулла бен Хусейн), в лице только созданной с целью развития отечественных вооружений компании King Abdullah II Design and Development Bureau (KADDB) заключил с фирмой Bin Jabr Group Ltd. (BJG) из ОАЭ контракт на разработку многоцелевого автомобиля повышенной проходимости альтернативного "Хаммеру". Для реализации проекта BJG обратилась на Горьковский автомобильный завод, выделив на разработку и изготовление опытных образцов 60 миллионов долларов США. Главным исполнителем и координатором проекта стала дочерняя фирма Горьковского автозавода (ОАО "ГАЗ") ЗАО "Промышленные компьютерные технологии" (ПКТ).
Газовские специалисты должны были разработать стиль и конструкцию автомобиля под кодовым обозначением AB17, изготовить три его полнофункциональных модели с различными кузовами для участия на международной выставке вооружений и военной техники IDEX-2001, после которой, совместно со специалистами BJG, должны были провести полномасштабные шестимесячные испытания AB17 в Арабских Эмиратах, в числе которых значился и 300-километровый испытательный пробег по пустыне.
Техническое задание предусматривало: рациональный дизайн как внешних форм, так и интерьера салона; условия для пассажиров на уровне легкового автомобиля среднего класса; хорошая технологичность при серийном производстве; простая и неубиваемая конструкция узлов и агрегатов (Абдула II жаловался, что "у его солдат хаммеры живут не долго"); высокая надежность при эксплуатации в тяжелых условиях пустыни при температуре до +50°С, способность преодолевать песчаные барханы с углом въезда и съезда 52°, а так же водные преграды глубиной до 1,2 метра. Гражданской версии для простых обывателей не предусматривалось.
В самом начале проектных работ за прототип был взят "Хаммер". Официально за разработку кузова (небронированная версия) и корпуса (бронированная версия) и интерьера отвечала фирма "Промышленные компьютерные технологии", а за ГАЗом была разработка шасси. К созданию машины были привлечены специалисты Арзамасского машиностроительного завода (ОАО "АМЗ"), Нижегородского авиастроительного завода "Сокол" (ОАО "НАЗ "Сокол"), а также ряд других предприятий. В 2000 году при сборке на опытном производстве ГАЗа новый внедорожник получил обозначение ГАЗ-2975 и название "Tiger".
Каждый образец получил свой вариант кузова, который крепится к раме в десяти точках болтами через резиновые подушки: один - 5-дверный, сваренный из термообработанных плоских бронелистов толщиной 5 мм (этот образец дополнительно получил климатическую установку), остальные два - из дюралевых листов. На переднем бампере 3-дверной "алюминиевой" машины со складывающимся ветровым стеклом была установлена электролебёдка, на другой - 5-дверной - "кенгурин".
К марту 2001 года изготовили три демонстрационных образца, которые 12 марта 2001 года на самолете Ил-76 были доставлены в город Абу-Даби, столицу Oбъединенных Аpабcких Эмиpатов и были представлены в Абу-Даби на Международной выставке вооружения IDEX-2001 под наименованием Tiger 4x4 HMTV (High Mobility Tactical Vehicle - высокомобильная тактическая машина). Автомобили заказчику понравились, но после испытаний машин в пустынных условиях отношения между компаниями BJG и ПКТ были прекращены, при этом у каждой из них остался пакет технической документации. Опытные образцы остались в Абу-Даби.
В 2001-2002 годах фирма ПКТ по заказу ГАЗа переработала первоначальный вариант ГАЗ-2975. В техзадании уделялось особое место обеспечению безопасности экипажа. На автозаводе было построено 5 новых образцов "многоцелевого транспортного средства повышенной проходимости" "второй серии" с кузовами трёх типов, которые своим ходом отправились в Москву: две машины - для участия в качестве "статичных" экспонатов на VII Московской Международной автомобильной выставке "Мотор-Шоу 2002" (MIMS-2002), а ещё три - на показательные выступления техники двойного назначения на научно-испытательную базу 21-го НИИИАТ МО РФ (подмосковный г. Бронницы). На VII Московской Международной автомобильной выставке "MIMS-2002" автомобиль ГАЗ-2975 "Тигр" стал победителем конкурса журнала "Коммерческий транспорт" в номинациях: "Гран-при" в номинации "Лучший специальный автомобиль MIMS-2002" и II место в номинации "Специальный приз MIMS-2002" за перспективность, оригинальный дизайн и концепцию автомобиля.
Бронированный 3-дверный автомобиль с грузопассажирским отсеком был представлен как "Tiger I" (в некоторых источниках обозначался как ГАЗ-29751). Корпус сваривается из термообработанных бронелистов толщиной 5 мм, после чего он подвергается отпуску для снятия внутренних напряжений. Бронированная машина тяжелее обычной, со стальным кузовом, на 700 кг. 5-дверный варинат рассчитан на перевозку четырех человек и от 500 до 1000 килограммов груза - "Tiger II" (ГАЗ-29752) и 3-дверный с тентованной грузовой платформой - "Tiger III" (ГАЗ-29753). На все машины был установлен двигатель Cummins B-180 и чешская механическая 6-ступенчатая коробка передач Praga 6PS51. Для облегчения веса переднее оперение машин было изготовлено из композитных материалов. Автомобиль может перевозить полторы тонны груза. Рычаги, кнопки, приборы - все это можно увидеть на других отечественных машинах, военных и гражданских. Кабина водителя отделена от остальной части салона жесткой перегородкой. Спереди - только два места, а между сиденьями - высоченный тоннель трансмиссии. На тоннеле два рычага - коробки передач и "раздатки".
Во второй половине 2002 года для проведения внутризаводских сертификационных испытаний на ГАЗе были собраны пять новых "Тигров", проходила подготовка к освоению мелкосерийного промышленного производства автомобилей ГАЗ-2975 на создаваемом дочернем предприятии - Заводе автомобилей малых серий (ООО "ЗАМС"). В Арзамасе, где ранее планировалось разместить сборку модели на мощностях ОАО "АМЗ", было решено производить только ходовую часть автомобиля.
ГАЗ-2975 имеет классическую капотную компоновку. "Скелет" Тигра - мощная лонжеронная рама, изготовленная из специальной стали с повышенными прочностными характеристиками. На раму смонтированы турбодизельный двигатель с механической или автоматической коробкой передач (по техзаданию на собранные образцы были установлены 180-сильные американские турбодизельные Cummins В-180 и автоматической коробкой передач Allison AT-545 и Allison LCT-1000, двухступенчатая раздаточная коробка с блокируемым дифференциалом от автомобиля ГАЗ-3937 "Водник", подвеска, а также рулевое управление с гидроусилителем, система охлаждения и два топливных бака по 70 литров каждый.
Независимая торсионная подвеска с увеличенными до 325 миллиметров ходами, более энергоемкими амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости взята от бронетранспортера БТР-8. Главные передачи переднего и заднего мостов с межколесными самоблокирующимися кулачковыми дифференциалами тоже заимствованы у БТР. Межосевой конический дифференциал блокируется принудительно шлицевой муфтой с электропневмоприводом: чтобы заблокировать дифференциал, водителю нужно лишь нажать на кнопку на передней панели. Понижающий ряд в раздаточной коробке включается рычагом на центральном тоннеле. Дорожный просвет можно изменять в диапазоне примерно 100 миллиметров путем регулировки торсионов, расположенных внутри лонжеронов рамы.
Внутрь каждого колеса "упакован" герметичный колесный редуктор: это позволило увеличить дорожный просвет до 40 см. Тормоза - гидравлические двухконтурные с пневмоусилителем. Автомобиль оборудован системой автоматического контроля давления в шинах. Каждый образец получил свой вариант кузова, который крепится к раме в десяти точках болтами через резиновые подушки: один - 5-ти дверный, сваренный из термообработанных плоских бронелистов толщиной 5 миллиметров (этот образец дополнительно получил импортную климатическую установку), остальные два - из дюралевых листов. На переднем бампере трех дверной "алюминиевой" машины со складывающимся ветровым стеклом была установлена электролебёдка, на другой - пяти дверной - "кенгурин".
"Зубастые" шины - это Michelin X размерности 335/80 R20. Импортные покрышки поставили потому, что у нас выпускают либо шины поменьше, либо еще больше. Для повышения проходимости "Тигр" оснащен централизованной системой изменения давления в шинах.
В течении 2003 года для различного рода испытаний былы собраны следующие пять "Тигров" и после получения сертификата соответствия транспортных средств категории N2 семейство нижегородских внедорожников получило новый "грузовой" индекс - ГАЗ-2330.
На московской премьере "Тигр", за внешнее сходство со своим знаменитым заокеанским собратом сразу же прозванный журналистами и посетителями выставки "русским Хаммером", был удостоен целого ряда различных наград, в том числе стал победителем в номинации "Лучший специальный автомобиль" и удостоился третьего места в номинации "За перспективность, оригинальный дизайн и концепцию".
Технические характеристики ГАЗ-2975 "Тигр"
Колёсная формула | 4х4 | ||
Количество мест | 10 | ||
Габаритные размеры, мм - длина - ширина - высота |
4610/4815 2200 2000 |
||
Колёсная база, мм | 3000 | ||
Колея, мм | 1840 | ||
Дорожный просвет, мм | 400 | ||
Минимальный радиус поворота, м | 8,9 | ||
Угол свеса, град. -передний -задний |
52 52 |
||
Снаряженная масса, кг | 5200/4500 | ||
Грузоподъемность, кг | 1500 | ||
Масса буксируемого прицепа, кг | 1500 | ||
Модель двигателя | Cummins B-180 | Cummins B-215 | ГАЗ-Э5621 (Steyr) |
Тип двигателя | Р-6, турбодизель с охладителем наддувочного воздуха | ||
Рабочий объём двигателя, л | 5,9 | 3,2 | |
Мощность двигателя, кВт/л.с. (при об/мин) | 132/180 (2500) | 158/215 (2500) | 145/197 (3800) |
Максимальный крутящий момент, Н.м/Кгс.м (при об/мин) | 650/66 (1500) | 687/70 (1500) | 450/46 (2000) |
Коробка передач | 6-ступенчатая механическая Praga | 5-ступенчатая автоматическая Allison | 5-ступенчатая механическая |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч | 135 | ||
Средний расход топлива, л/100 км | 18-23 | ||
Запас топлива, л | 2х70 | ||
Преодолеваемые препятствия - подъём - боковой крен - брод |
45° 30° 1,2 м |
||
Шины | Michelin X размерности 335/80 R20 |