ГАЗ-5923 "Росток" (БТР-90)


ГАЗ-5923 "Росток" (БТР-90)


ГАЗ-5923 "Росток" (БТР-90) - боевая колёсная плавающая бронемашина, оснащённая вооружением, предназначенная для использования в мотострелковых подразделениях сухопутных войск. Разработчик - ОАО «Горьковский автомобильный завод», производитель ОАО «Арзамасский машиностроительный завод». Главный конструктор ГАЗ-5923 "Росток" Александр Григорьевич Масягин.

ГАЗ-5923 "Росток" впервые был представлен публике в 1994 году на нижегородской выставке вооружения. Опытный образец машины собран на Арзамасском машиностроительном заводе в начале 1994 года, а бронекорпус для нее был сварен в Челябинске в сентябре 1993 г.

ГАЗ-5923 продолжил семейство восьмиколесных советских бронетранспортеров (БТР-60, БТР-70, БТР-80), поэтому общая компоновка, отлично себя зарекомендовавшая, осталась неизменной. Колесная формула 8х8, двигатель в БТР-90 расположен в задней части корпуса, вместительное десантное отделение (боевой расчет бронетранспортера – 10 человек.), два водометных движителя.

Сварной корпус выполнен из бронелистов увеличенной толщины (по сравнению с ГАЗ-5903), что, в сочетании с рациональными углами их наклона, обеспечивает надежную защиту от крупнокалиберных пуль и осколков артиллерийских снарядов. Значительно усилена противоминная защита бронетранспортера, выполненная с учетом опыта применения бронетехники в афганской войне. В частности, днище машины имеет V-образную форму, более стойкое к воздействию ударной волны, чем традиционное плоское.

В передней части корпуса слева расположено сиденье водителя, а справа - старшего стрелка. Для вождения машины водитель располагает пятью наблюдательными перископическими приборами, обеспечивающими обзор по азимуту в пределах 180°. Два аналогичных прибора имеются у старшего стрелка. При движении на марше сиденье водителя может подниматься, при этом в плохих погодных условиях над водительским местом может устанавливаться защитный колпак, полностью закрывающий проем люка.


ГАЗ-5923 "Росток" (БТР-90)


БТР-90 - первый среди российских колесных бронетранспортеров, на котором применена двухместная башенная установка со стабилизированным в двух плоскостях вооружением. Это позволяет вести огонь в движении по пересеченной местности. Кроме наводчика-оператора здесь может размещаться командир машины. В случае, если наводчик не заметил цель, командир может взять управление вооружением и вести огонь сам. Место оператора оборудовано комбинированным прицелом БПКЗ-42 (действует как днем, так и ночью). У командира имеется дневной прицел 1П-13.

Новации БТР-90 коснулись прежде всего вооружения. Непременный на всех предыдущих машинах КПВТ (крупнокалиберный пулемет Владимирова танковый) и маленькую башенку для него заменило настоящее боевое отделение, наподобие того, что устанавливается на БМП-2. Здесь размещено сразу четыре типа оружия: 30-мм автоматическая пушка 2А42 с боекомплектом 500 снарядов, 7,62-мм пулемет Калашникова танковый (боекомплект 2.000 патронов), автоматический гранатомет АГС-17 "Пламя" с боекомплектом 400 выстрелов и противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) «Конкурс» с четырьмя ракетами, наведение которых на цель осущестапяется в полуавтоматическом режиме по проводу. Данный комплект вооружения, рассматривался в качестве временного, поскольку планировали поставить на него разработанный Тульским КБ приборостроения для модернизации БМП-1 боевое отделение под названием «Кливер». А это - новая 30-мм пушка 2А72, 7,62-мм пулемет ПКМТ, новый ПТУР "Корнет" с четырьмя ракетами в боекомплекте. Это боевое отделение прошло испытания на БТР-80 и показало свою высокую эффективность.Рассматривался также вариант применения на БТР-90 боевого отделения, заимствованного у БМП-3.

Комплекс вооружения позволяет БТРу вести борьбу с танками на дальностях свыше 3 километров, уничтожать бронетехнику, вертолеты и легкие инженерные сооружения на дальностях до 2500 метров, а живую силу (в том числе и на обратных скатах высот) - на дальностях до 4000 метров. По сути, БТР-90 - это легкий колесный танк. Кроме того, грузоподъемность БТРа (7 т) и значительный внутренний объем позволяют использовать его как шасси для 120-мм противотанковой пушки, минометов, зенитно-ракетных и противотанковых комплексов.

Для ведения огня из штатного оружия в бортах имеется по три бойницы с шаровыми опорами, которые закрываются герметическими бронезаслонками. Конфигурация передних бойниц, обеспечивающих возможность ведения огня и из ручных пулеметов РПК, позволяет стрелять вперед под углом в 45° к оси машины. Еще одна бойница расположена справа в передней части корпуса. Вторая по счету пара бойниц прорезана на верхних половинах двухстворчатых люков, служащих для посадки и высадки десанта. Нижние половины люков, как и у БТР-80, в откинутом положении облегчают покидание бронетранспортера на ходу, однако размеры самих люков больше, чем у предшественника.

БТР-90 - первый отечественный бронетранспортер, оснащенный бортовой информационно-управляющей системой (БИУС), обеспечивающей автоматизированное управление двигателем и трансмиссией, а также контроль и диагностику основных систем машины.

БТР-90 оснащен многотопливным дизельным двигателем А-58 Челябинского завода с жидкостным охлаждением с турбонаддувом. Мощность дизеля, расположенного в корме машины, 510 л.с. Двигатель «всеяден»: он одинаково резв, и когда в баках залита солярка, и когда в трубопроводах течет керосин, и когда его нечем заправить кроме как бензином. Доступ к двигателю возможен как изнутри машины, так и через два крупногабаритных люка на крыше моторно-трансмиссионного отделения. Для предотвращения поражения зажигательными боеприпасами радиатор, расположенный у заднего броневого листа, защищен специальными крышками. В задней части машины находятся топливные баки, заправочные горловины которых выведены в кормовой лист. Для движения на плаву используются два водометных движителя.


ГАЗ-5923 "Росток" (БТР-90)


Полноприводный бронетранспортер оснащен автоматической гидромеханической реверсивной коробкой передач, независимой подвеской. Поток мощности от двигателя распределяется на два параллельных потока по бортам машины. Посредством гидрообъемной передачи обеспечивается разность скоростей вращения по бортам, что позволяет в дополнение к повороту четырех передних колес выполнять разворот "по-танковому" то есть практически на месте. Для полного разворота ему достаточно плошади радиусом 6 метров. Это вдвое меньше радиуса поворота предшествующих машин. В сочетании с возможностью движения БТР вперед и назад с одинаковой скоростью за счет реверсивной КПП удалось весьма существенно увеличить его маневренные характеристики.

Увеличенный ход подвески значительно повысил плавность хода. Независимая торсионная подвеска всех колес на поперечных рычагах за счет большого хода, энергоемких телескопических гидроамортизаторов и широкопрофильных пулестойких шин с системой централизованного регулирования давления обеспечивает возможность движения по пересеченной местности со скоростью более 50 км/ч. При этом машина сохраняет подвижность даже при полном повреждении четырех из восьми колес. Машина имеет высочайшие показатели по проходимости, позволяет преодолевать сходу водные преграды, двигаться передним и задним ходом с одинаковой скоростью. Благодаря большому наклону лобового бронелиста, ГАЗ-5923 способен с ходу преодолевать препятствия высотой до полутора метров.

Несмотря на относительно большой вес (около 21 т), БТР неплохо плавает. Два водомета, позволяют преодолевать водные преграды со скоростью 9 км/ч. Испытания в морских условиях показали, что машина способна плавать даже при волнении в 3 балла, а также свободно покидать десантный корабль и возвращаться на него. Кроме того, машина приспособлена к перевозке железнодорожным, воздушным, автомобильным и водным транспортом. На БТР установлены устройства коллективной защиты боевого расчета (10 чел.) от воздействия ударной волны и проникающей радиации при взрывах ядерных боеприпасов, от радиоактивной пыли, бактериальных средств, отравляющих веществ при эксплуатации машины на зараженной местности. Кроме того, боевой расчет надежно защищен от пуль крупнокалиберных пулеметов и осколков снарядов. Для повышения защитных свойств могут быть установлены дополнительное бронирование, а также системы пассивной (динамической) и активной защиты. Кроме того, производители могут оснастить машину кондиционером.

В 2004 году были завершены государственные испытания Межведомственной комиссией бронетранспортера нового поколения ГАЗ-5923 - БТР-90. Комиссия под руководством заместителя начальника автобронетанкового управления министерства обороны РФ высоко оценила результаты испытаний, утвердила конструкторскую документацию на БТР-90 и рекомендовала организовать серийное производство.

БТР-90 прошел боевое крещение в Чечне.

БТР-90 принят на вооружение Вооружённых Сил Российской Федерации приказом МО РФ № 324 от 9 июня 2008 г. По состоянию на ноябрь 2011 года в войсках отсутствовал, за исключением опытной партии. В связи с пересмотром концепции вооружений СВ реальная постановка на вооружение отменена; начата разработка концептуально нового БТР с условным названием «Бумеранг».


Технические характеристика ГАЗ-5923 "Росток" (БТР-90)

Боевая масса, кг 20 500
Экипаж десант),чел. 3(7)
Основные размерения, мм:
– Длина по корпусу (с пушкой вперед) 8552
– Ширина 3100
– Высота 2975
– Клиренс 525
– База х Колея нет данных
– Колёсная формула 8 х 8
Среднее удельное давление на грунт, кг/кв.см нет данных
Вооружение (боезапас, выстрелов):
– 30-мм пушка 2А42
– 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ
– ПУ ПТРК 9М113«Конкурс»
– ПЗРК «Игла»
– РПГ-7
1 (500)
1 (2 000)
1 (4)
2
1 (5)
Углы вертикального наведения, град. -5...+75
Стабилизатор вооружения 2Э36-2
Механизм заряжания 2-ленточное питание
Приборы прицеливания БПК-3-42 (перископич., днев./ноч.)
1П13 (командирский)
1П3-3 (зенитный)
ИК-прожектор ОУ-3ГА2
Приборы наблюдения 17
Количество амбразур (из них для пулеметов) 7 (2)
Средства постановки дымзавесы 2х3 902В «Туча»
Тип и марка двигателя дизель 2В-06-2М
Максимальная мощность, л.с.(кВт) 510
Количество цилиндров 8(12)
Удельная мощность, л.с./т 24,87
Емкость топливных баков, л нет данных
Трансмиссия гидромеханическая реверсивная; гидрообъемная передача; 4 фрикциона; отбор мощности на 2 водомета
Максимальная скорость (на плаву), км/ч: 100 (8...10)
Запас хода, км 600...700
Преодолеваемые препятствия:
– подъем, град. 30
– крен, град. 25
– ров, м 2
– стенка, м 0,6
– брод, м плавает
Бронирование, мм противопульное
Радиостанция Р-163-50У


Интерьер ГАЗ-5923 "Росток" (БТР-90)